2 мая 2015 закончилась эпоха балета Майи Плисецкой. Изящные жесты, грациозные линии, длинная шея и непревзойденный артистический талант - все это о ней, величественной звезде балета. Как писала Майя Михайловна в своих книгах, вся эта изысканность далась ей через настоящую боль и кровь. Но оно того стоит!
Влюбленный в Майю Плисецкую Пьер Карден шил для нее костюмы. Она была едва ли не первой, кто осмелился не только носить платья от кутюр, но и танцевать в них на сцене.
Впрочем, это была не самая большая дерзость, которую могла себе позволить в советские времена только Майя Плисецкая. Бунтарка в жизни, она первая в то время начала сотрудничать с иностранными коллегами. Будучи балериной, она снималась для глянцевых журналов и в кино. Любой вызов от жизни балерина воспринимала с высоко поднятой головой, но спокойно смотреть на табу в искусстве талантливая женщина просто не могла! Необычный взрывной характер и аристократическая сдержанность помогли ей воссоздать легендарный образ Кармен. И как раз именно ее исполнение этой роли стало предметом для подражания на все времена.
Майя Михайловна написала 2 книги: «13 лет спустя: Сердитые заметки в 13 разделах» и «Я, Майя Плисецкая».
Детство ее трудно назвать счастливым. Родилась она в Москве в известной еврейской семье 20 ноября 1925. Ее мать была известной актрисой немого кино, а дядя с тетей - знаменитыми деятелями балета. Говорят, что они были фаворитами Сталина. В 1938 году ее отца расстреляли, а мать, жену врага народа, приговорили к 8 годам заключения. Как говорит сама артистка в одном из своих интервью, женам врагов народа запретили переписываться с мужчинами в течение 10 лет. Эти все женщины даже не знали о том, что они - вдовы. Память о репрессиях против родных Майя Михайловна пронесла через всю свою жизнь, обвиняя в этом коммунистическую систему.
Чтобы маленькую Майю не забрали в приют, ее на воспитание к себе взяла Суламифь Мессерер, балерина, тетя по материнской линии.
Майя Плисецкая имела природный артистизм и грацию, достичь которых даже самыми упорными тренировками невозможно. В 1943 году она окончила хореографическое училище. С этого времени началась его выдающаяся карьера. В 1958 г. она выходит замуж за композитора Родиона Щедрина, с которым прожила всю свою жизнь.
В 1980-х годах супруги много времени проводит за рубежом. Плисецкая работает художественным руководителем Испанского национального балета, а также Римского театра оперы и балета.
Танцоры всего мира восхищаются ее «умными» и длинными руками. Ими она была способна воспроизвести все: длинные пальцы, рисующие линии на сцене, стали фирменным жестом Майи Плисецкой.
Коллеги одновременно боялись и восхищались этой талантливой женщиной. Критики отмечают, что любовь аудитории к ней была необычайной. Однажды во время выполнения Майей Плисецкой роли умирающего лебедя пошел сильный дождь. Это произошло на открытой сцене в Филиппинах. Но она продолжила свою партию. И когда публика увидела, что артистка продолжает танцевать, все как один спрятали свои зонтики. В результате промокли все: и артистка, и зрители. Такое признание публики говорит о многом.
Значительным было признание и со стороны коллег. Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо ставил «Кармен-сюиту». «Это была наша икона. А все, что она сделала, настолько прекрасное, что ей можно только подражать », - говорят современные артисты.
Майя Михайловна считала себя исполнительницей, но не хореографом, поэтому у нее не было учеников. И в талантливом исполнении с ней никто не сравнится.
С ее смертью закончилась и целая эпоха мирового балета.
Величественная балерина, настоящая Кармен ХХ века, покинула театр в возрасте 65 лет. А в день своего 70-летия она выполнила последний свой номер, созданный специально для нее - «Аве Майя».
В 1991 году Майя Плисецкая с мужем эмигрировала в Германию. Здесь она умерла от сердечного приступа 2 мая 2015.
Майя Михайловна Плисецкая была универсальной балериной. Она имела артистический темперамент и редкую индивидуальность. Благодаря этому она могла выполнять любые партии: и изящных лирических героинь, и острохарактерных, волнующих женщин. Несмотря на свои исключительные природные данные, Майя Плисецкая всегда ставила перед собой задачу проникнуть вглубь своей героини. Следует сказать, что это ей всегда удавалось. Удивительное сочетание контрастов, чистоты линий и совершенства форм - это легендарная Майя Плисецкая.