Иметь семью и детей всегда почиталось за святую обязанность девушки, женщины. У славян бесплодные порицались и удостаивались всяческих неблаговидных прозвищ — «пустотелая», «пустоцвет» и тому подобных. Бездетной женщине запрещалось участвовать в празднествах и обрядах, быть кумой на крестинах, собирать урожай ранних плодов. Несчастной ничего не оставалось, как отказаться от земных благ и отправиться в монастырь. В этом заведении в общем-то ни в чём не виновная женщина должна была отмаливать тяжкий грех, очевидно, за своих предков...
К кому обращались славянки, коих Бог не удостаивал такой чести? Конечно же, к святым-покровителям: Параскеве-Пятнице, Николаю-Чудотворцу, Ксении Петербуржской и другим. Но многочисленные молитвы, с помощью которых молили бездетные «даровать плод», выходят за рамки нашего разговора, поэтому мы не будем их касаться. Скажем лишь несколько слов о Параскеве-Пятнице.
Восточные славяне издревле почитали Параскеву наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старинных иконах можно было встретить изображение её лика на оборотной стороне иконы Богоматери. Согласно поверьям, Параскева покровительствует такому дню недели, как пятница. Именно поэтому к её исконному имени добавилось это слово.
Девушки и женщины считают её покровительницей родов. Согласно народным поверьям, Параскева иногда являлась простой бабой, занимающейся повоем, то есть была повитухой и помогала принимать младенца. Наибольшую известность такая «ипостась» святой получила в сельской местности, где и по сей день к ней обращаются при родах, считая её «бабьей» заступницей.
У древних славян беременная женщина всегда находилась под особым, пристальным вниманием. Опытные женщины присматривались, каков живот: острый или круглый, виден ли он сзади, следили, что ест будущая мама, с какой ноги встаёт, как ходит и т.д. По всем этим признакам они могли (в большинстве своём – безошибочно) определить и пол ребёнка, и его расположение во чреве, и возможные осложнения при родах.
Кроме того, считалось, что женщину в «интересном» положении проще простого сглазить. Да и то сказать: при отсутствии должной медицинской помощи не столь уж мало было бездетных, которые, разумеется, завидовали той, которая «понесла» вскоре после свадьбы. Многочисленные обережные заговоры, обряды и магические ритуалы были направлены не только на сохранение плода, но и на его благополучное развитие, и на успешные роды.