Весь мир, с точки зрения наших предков, разделялся на две части. Первая – мир знакомый и безопасный: дом, подворье, семья. Второй мир враждебный – это стихия, злые духи, неведомые природные силы. Хвороба, то есть недуг, рано или поздно настигала любого нашего предка – хоть молодого, хоть, тем более, старого. Болезнь воспринималась как наказание за грехи, как возмездие за плохие деяния. Бытовали и другие воззрения: на человека воздействуют духи, разумеется, невидимые и неосязаемые. А где они, эти духи, живут? В лесах, полях, в воде, в воздухе – то есть там, где властвует стихия, неподвластная человеку.
Многие славянские народности веровали и в то, что растения могут оказать и добрую, и злую службу. А иногда сам недуг отождествлялся с той или иной травой или с человеком, который делал изделие из него. В частности, веником выметали не только сор, но и нужду, ссоры, и при этом не имело значения, из чего сделана эта нужная в хозяйстве вещь: она сама по себе символизировала избавление от нечисти.
Нередко болезнь представлялась как живое кровожадное существо: «…Железный нос, железны когти…» Если в заговорных словах описывается внешность, например, лихорадки, то это обычно простоволосая девка, неубранная и страшная.
Некоторые народности приписывали хвори свойство двигаться: «И поди ты, грыза поганая, во чисто поле гулять…», но все видели в ней инородную сущность, враждебную человеческому миру. В этом мире нет не только людей, но и столь привычных животных и птиц: «Поди ты, хворь, в глухи леса, на сухи дерева, там скот не бродит, птица не летает и зверье не ходит».
Нередко в заговорах наблюдается и отождествление болезней с животными и земноводными. Обращения к растениям иногда сопровождались нижайшими просьбами, а иногда – угрозами: «Рябина, не вылечишь мои зубы, я тебя изгрызу».
Немаловажным фактором, провоцирующим недуг, являлось негативное воздействие – порча и сглаз. Испокон веку в народе сложилось представление о людях, чьего глаза следует опасаться. Это те, кто имеет врождённые уродства либо глаза разного цвета.
Нечестивыми считались и женщины, жившие в браке, который сейчас называют гражданским. Боялись и тех, кто отступил от своей веры и, конечно же, страх вызывали колдуны. С помощью магических операций или просто одним лишь взглядом они способны были наслать тяжёлую болезнь или даже смерть.